ВСЕМИРНЫЙ
ДОКЛАД - 2005 Январь 2005 г. Узбекистан
Уже давно остающаяся
катастрофической, ситуация с
правами человека в Узбекистане не
претерпела в минувшем году
заметных изменений: в республике
по-прежнему отмечались серьезные
нарушения свободы религии,
выражения мнений, собраний и
ассоциаций. Независимая судебная
система отсутствует, пытки широко
практикуются как в местах
досудебного содержания под
стражей, так и в тюрьмах и колониях.
Под международным давлением
правительство пошло на отдельные
реформы, которые ограничились
декларациями и не привели к
заметным улучшениям. В отношении
неправительственных организаций,
СМИ, правозащитников и
оппозиционных политических партий
власти продолжают практиковать
контроль, запугивание и
произвольное вмешательство или
прекращение деятельности.
В 2004 году Узбекистан пережил две
вспышки насилия: теракты и
вооруженные столкновения в
Ташкенте и Бухаре в конце марта -
начале апреля, и взрывы у посольств
США и Израиля и у здания
Генеральной прокуратуры в
Ташкенте 30 июля.
Будучи одним из ключевых
союзников США в глобальной борьбе
с терроризмом, Узбекистан
подрывает ее основы, используя
антитеррористическую кампанию для
оправдания собственных грубых
нарушений прав человека.
Негативными последствиями чреваты
и неправосудные террористические
процессы, которые отнюдь не
способствуют утверждению
законности в республике.
Религиозные преследования
На протяжении многих лет власти
отправляют за решетку "исламских
фундаменталистов", чьи мирные
верования, практика и связи не
укладываются в установленные
государством жесткие рамки. По
оценкам, с начала кампании борьбы с
независимым исламом в середине 1990-х
годов к лишению свободы было
осуждено около 7 тыс. человек. Для
оправдания репрессий
правительство ссылается на "волну
терроризма", не особенно
утруждаясь проведением различия
между теми, кто призывает к насилию,
и просто мирными верующими;
события марта-апреля послужили для
властей поводом в очередной раз
заявить о правильности курса.
На 1 ноября Хьюман Райтс Вотч был
зафиксирован 241 обвинительный
приговор; предполагается, что в
действительности число осужденных
за религию намного больше. Для
принуждения задержанных по таким
делам к даче показаний или к
признанию в милиции используются
пытки и другие недозволенные
приемы. На суде заявления
обвиняемых о пытках не принимаются
во внимание, несмотря на указание
Верховного суда об исключении
любых незаконно полученных
доказательств, и человек зачастую
получает серьезный срок
исключительно или преимущественно
на основании именно таких
доказательств.
Условия содержания в колониях
остаются неудовлетворительными,
особенной суровостью отличается
режим для осужденных за религию и
политику. По словам родственников,
заключенных заставляют писать на
имя президента заявления с
покаянием, отречением от веры и
признанием себя террористами.
Отказ чреват побоями, штрафным
изолятором или даже новым сроком.
Террористические процессы
В связи с событиями марта-апреля
около 100 человек было осуждено по
таким статьям, как терроризм,
убийство и пр. Процессы, на которых
присутствовали представители
Хьюман Райтс Вотч и другие
наблюдатели, не соответствовали
международным процессуальным
стандартам. Многие подсудимые
заявляли, что не имели никакого
понятия о подготовке терактов и
настаивали на своей
непричастности к насилию,
утверждая, что в предварительном
заключении они содержались в
полной изоляции и подвергались
пыткам, угрозам и другому давлению
для получения признательных
показаний. Бахтиер Муминов,
проходивший в октябре одним из
пяти обвиняемых по делу о событиях
марта-апреля и участии в "Хизб-ут-Тахрир",
содержался в изоляции с момента
ареста в конце марта до августа. На
суде он заявил, что признание из
него выбивали побоями и
электрошоком.
Председательствующий оставил без
внимания заявления о пытках как
Муминова, так и других подсудимых;
Муминов получил 16 лет лишения
свободы.
Пытки
Узбекские власти сколько-нибудь
заметно не продвинулись в
направлении реального искоренения
практики пыток, ограничившись
минимальными шагами по выполнению
рекомендаций спецдокладчика ООН
по пыткам по итогам его посещения
республики в 2002 году. Верховный суд
предписал судьям исключать
показания и признания подсудимых,
полученные под пытками, однако на
практике это указание не
выполняется. Правительство
утверждает, что ряд сотрудников
правоохранительных органов
привлечены к уголовной
ответственности за пытки и другие
незаконные методы, однако запрос
Хьюман Райтс Вотч о предоставлении
детальной информации по таким
делам остался без ответа. Суды
систематически руководствуются
показаниями и признаниями при
рассмотрении дел, в которых
фигурируют заявления о пытках, и
нередко выносят приговор
исключительно на основании
признания, сделанного на
предварительном следствии. В
течение года Хьюман Райтс Вотч
продолжала получать заслуживающие
доверия сообщения о пытках как в
местах досудебного содержания под
стражей, так и в местах отбывания
наказания.
Подавление гражданского
общества
Минувший год был отмечен
ужесточением контроля над
гражданским обществом: власти
распространили на международные
НПО многие репрессивные методы,
обкатанные на местных
неправительственных группах. В 2004
году был введен новый усложненный
порядок регистрации и отчетности
для международных НПО, которые
должны теперь "согласовывать"
с Министерством юстиции
содержание, повестку, время и место
любых своих мероприятий и
приглашать на них чиновников из
Минюста. Властями был также закрыт
Институт "Открытое общество"
в Ташкенте, обеспечивавший весомую
поддержку неправительственному
сообществу, и под предлогом мелких
административных нарушений была
на полгода приостановлена
деятельность узбекского филиала
"Интерньюс" - международной
НПО в защиту свободы СМИ. Всем НПО,
работающим по проблемам женщин,
было предписано пройти
перерегистрацию.
В 2004 году правительством не было
зарегистрировано ни одной
независимой правозащитной группы.
На протяжении всего года власти, в
попытке ограничить информацию о
произволе, притесняли, запугивали
и задерживали правозащитников. По
меньшей мере два активиста были
жестоко избиты неизвестными; перед
этим они получали угрозы с
требованием прекратить
правозащитную деятельность. 16
февраля был арестован
правозащитник Муидинджон Курбанов:
его трое суток продержали в полной
изоляции и угрозами вынудили
подписать заранее подготовленное
признание. В итоге он был осужден
на три года лишения свободы по
сфабрикованному обвинению в
хранении оружия, причем суд больше
интересовала правозащитная
деятельность подсудимого. После
международного возмущения
тюремный срок по апелляции был
заменен штрафом.
Активисты, которые пытаются
организовывать пикеты и
демонстрации, по-прежнему
подвергаются притеснениям и
задержанию или помещаются
властями фактически под домашний
арест. Так, в июне Баходиру Чориеву,
пытавшемуся противостоять
попыткам властей отобрать у него
сельхозкооператив, не позволили
выйти из дома, чтобы устроить
митинг с требованием отставки
президента. Сотрудники милиции
вывезли Чориева и 18 его
родственников на автобусе за
пределы Ташкента, где допросили их
и отобрали паспорта.
Выборы
В Узбекистане не
зарегистрировано ни одной по-настоящему
оппозиционной партии. В преддверии
парламентских выборов 26 декабря
правительство отказывалось
предоставлять оппозиции
официальный статус. Неоднократный
отказ в регистрации получал "Бирлик",
последний раз - в январе, когда
Минюст сослался на
недостоверность подписных листов.
Верховный суд отказался
рассматривать апелляцию, заявив,
что вопросы регистрации не входят
в его компетенцию. Притом что
законодательство позволяет
независимым кандидатам
выдвигаться от инициативных групп,
на практике такие кандидаты
сталкивались с притеснениями,
угрозами и трудностями с
регистрацией, и в итоге лишь
немногие дошли до выборов. Власти
также не допустили независимых
наблюдателей к мониторингу на
избирательных участках. Бюро ОБСЕ
по демократическим институтам и
правам человека отказалось
направлять на выборы
полномасштабную миссию
наблюдателей, указав на серьезные
недостатки в избирательном
законодательстве, отсутствие
зарегистрированных оппозиционных
партий и ограничения свободы
печати.
Ключевые международные игроки
В июле Госдепартамент США
признал отсутствие с узбекской
стороны существенного прогресса в
реализации правозащитных
положений двусторонней Декларации
о стратегическом партнерстве, что
привело к блокированию прямой
государственной помощи в объеме 18
млн. долл. Однако уже а августе
Министерство обороны пошло
вразрез с этой принципиальной
позицией, пообещав Ташкенту
дополнительную военную помощь в
объеме 21 млн. долл. Вашингтон по-прежнему
считает Узбекистан важным
партнером в борьбе с терроризмом.
В январе состоялось заседание
Совета сотрудничества ЕС-Узбекистан,
посвященное реализации Соглашения
о партнерстве и сотрудничестве,
которое требует от государств-партнеров
Евросоюза гарантировать основные
гражданские и политические права.
ЕС не воспользовался случаем,
чтобы добиться от узбекского
правительства обещаний по
конкретным реформам, и поспешил с
позитивной оценкой прогресса в
области борьбы с пытками и
либерализации гражданского
общества, в то время как на
практике на этих направлениях
ничего сделано не было.
В апреле 2004 года, по истечении
годичного срока, отведенного
правительству Узбекистана для
выполнения конкретных
правозащитных критериев, которые
были обозначены Европейским
банком реконструкции и развития
как условие продолжения
сотрудничества, Совет директоров
ЕБРР, сославшись на отсутствие
прогресса, принял беспрецедентное
решение приостановить прямое
финансирование правительства
Узбекистана. Банк заявил об
ограничении инвестиций частным
сектором и о намерении сохранить
свое участие в государственных
проектах только в той степени, в
которой это прямо связано с
благополучием всего населения или
с региональным сотрудничеством.
Критерии в области прав человека
были сформулированы в мартовской
(2003 г.) страновой стратегии ЕБРР по
Узбекистану менее чем за два
месяца до ежегодного собрания
Банка, которое в том году проходило
в Ташкенте. В частности, речь шла об
обеспечении большей политической
открытости и свободы СМИ, о
регистрации и беспрепятственной
деятельности независимых
неправительственных организаций,
а также о необходимости выполнения
рекомендаций спецдокладчика ООН
по пыткам.
Комиссия ООН по правам человека,
приняв во внимание
систематическое отсутствие
прогресса в улучшении ситуации,
решила задействовать в отношении
Узбекистана механизм
конфиденциального мониторинга. В
октябре республику посетил
назначенный КПЧ ООН независимый
эксперт, который должен был
оценить положение дел. Закрытый
доклад по итогам его визита будет
представлен на следующей сессии
Комиссии.
|