Новоизбранный
председатель Сената Узбекистана
первым поздравил Ислама Каримова с
днем рождения Фергана.Ру,
Труд (Москва-Ташкент), 28.01.2005
Председателем верхней палаты
узбекского парламента - Сената, по
представлению президента Узбекистана
на днях был избран ректор
Государственного финансового
института 72-летний Мурад Шарифходжаев.
Как сообщает
казахстанский информационный сайт Inform.kz,
академик Шарифходжаев он родился в 1932
году в Ташкенте. В 1953 году окончил
Ташкентский финансово-экономический
институт. В 1975 году был назначен
директором НИИ экономики при Госплане
Узбекской ССР. Работал ректором
Ташкентского института народного
хозяйства, заместителем директора ИПК
работников строительной системы,
ученым секретарем Академии наук
Узбекистана, вице-премьером Кабинета
Министров страны - председателем
Государственного комитета
макроэкономики.
В настоящее время Мурад Шарифходжаев -
ректор Ташкентского финансового
института, доктор экономических наук.
Является автором книги об Исламе
Каримове "Человек, определивший
эпоху".
Вышедший сегодня в Ташкенте
региональный, "узбекский" вариант
московской газеты "Труд"
публикует статью Мурада Шарифходжаева
с подзаголовком "Штрихи к политико-психологическому
портрету Ислама Каримова", которую
мы предлагаем вам в качестве
увлекательного чтения.
Данный опус можно рассматривать, как
первое поздравление президента
Узбекистана с приближающимся 67-летием,
прозвучавшее в узбекской печати. День
рождения у Ислама Каримова - тридцатого
января. Следует отметить, что культ
личности президента в Узбекистане, в
общепринятом понимании, отсутствует.
Даже многочисленные поздравления в
газетах несут завуалированный
характер и обычно подаются в жанре "штрихов
к портрету" или под соусом анализа
грандиозных успехов государственного
управления в Узбекистане.
* * *
ЖИТЬ И ТРУДИТЬСЯ РАДИ ВЕЛИКОГО
БУДУЩЕГО
Штрихи к политико-психологическому
портрету Ислама Каримова
Труд ("ташкентский" выпуск, 28.01.2005,
с. 4)
Тревожно и одновременно волнующе жить
в период коренных перемен, когда время
национального возрождения поэтапно
перерастает в эпоху демократических
реформаций, переживая одновременно
переходной этап в политическом,
социальном и экономическом развитии
государства. Сегодня мы стали
свидетелями "лавины" истории,
которая набирает силу и неумолимо
движется вперед к чреде неизбежных
перемен.
Вряд ли кто-нибудь станет отрицать тот
неоспоримый факт, что за любыми
реформами, как правило, стоят яркие
неординарные личности, национальные
лидеры. Они - либо основатели, либо -
реформаторы, и за редчайшим
исключением сочетают в себе оба
качества. Именно к этой категории
политиков, несомненно, ярких и
нестандартных, относится Президент
Узбекистана Ислам Каримов.
Уникальность его феномена, наверное, в
том, что он, проявив твердую волю и
мужество, направил всю свою энергию в
русло чрезвычайно широких
демократических преобразований.
Как известно, обстановка общественного
перелома, пучина крутых перемен не
терпят политической романтики. Ислам
Каримов хорошо понимал, что ничего в
мире не дается легко, все достигается
упорством, болью, страданиями. Он
никогда не симпатизировал людям,
которые ведут легкую жизнь, но уважал
тех, кто, сталкиваясь со многими
трудностями, упорно их преодолевал.
Главная задача, стоявшая перед
Президентом Узбекистана на заре
независимости, была в удалении новой
власти от власти советской, замене
диктатуры идеологии на диктатуру
закона. Люди поверили ему, и пошли за
ним. Такая массовая поддержка придала
Президенту силы, убедила его в своей
правоте и верности избранного
политического курса, направленного на
восхождение Узбекистана по лестнице
демократической цивилизации.
Политика увлекательна, как война. Но
более опасна. На войне могут убить лишь
однажды, в политике - множество раз. Эту
истину И. Каримов, как опытный
государственный деятель, усвоил хорошо.
Знает он и то, что отличие
государственного деятеля от политика в
том, что политик, как правило,
ориентируется на следующие выборы, а
государственный деятель - на следующее
поколение.
Взаимосвязь личности и объективных
результатов ее деятельности - проблема
из категории вечных. Особенно в истории
и политике, где каждая крупная личность
и каждая социальная эпоха по-своему
уникальны и неповторимы. Разработанная
Каримовым концепция стратегического
развития суверенного Узбекистана, как
целостная реалистическая программа,
ставшая основой начатых
демократических преобразований,
позволила на деле продемонстрировать
инициативу исторического масштаба.
Упор был сделан на развитие демократии,
направлен на то, чтобы самые
сокровенные, смелые кардинальные
намерения становились реальными
делами, подкреплялись смелыми и
кардинальными решениями.
Принято считать, что пророк далеко не
всегда провозглашает нечто новое, для
него важнее сохранить верность
собственному мировоззрению. Ислам
Каримов, безусловно, сохранил верность
идее создания и процветания
демократического правового светского
Узбекистана.
Когда разрабатывалась стратегия "узбекской
модели" развития, общество в
определенной мере и идеологически, и
политически, и конституционно было
готово к ее реализации, то есть уже
могло переплавить идеи в конкретные
результаты. Государство имело четкий
конституционный статус. Верховенство
закона стало одним из основополагающих
приоритетов национальной модели
развития. Но необходима была еще
серьезная работа, чтобы идеи и их
реальное воплощение в жизнь, лозунги и
практика, направленные на внедрение
законов, объединились в единое целое.
Определяющей в теоретическом и
практическом плане стала четкая
система взглядов и мнений Ислама
Каримова на быстро меняющиеся внешние
и внутренние обстоятельства, ясные
правила поведения. Логик до мозга
костей, с интуитивно развитым
воображением, позволяющим ясно
предвидеть будущее, четко
программировать его, он всегда
оставался и остается чутким к любым
изменениям окружающих обстоятельств.
Деловая логика, направленная на
структурный анализ и систематизацию,
на созидание, конструктивный синтез, -
все это фактически определило его
политическую стратегию.
Стратегия Каримова - аналитика,
основанная на принципах
преемственности ("Не построив новый
дом, не разрушай старый"),
ретроспективно и перспективно
направлена, прежде всего, на
возрождение национальной
государственности. Конструктивный
синтез исторической государственности
с определенными структурными
институтами демократического мира
позволил создать смешанное по форме
демократическое правовое государство.
Способность мысленно свободно
передвигаться вдоль оси времени дает
возможность Исламу Каримову видеть
далекую перспективу. В этом кроются
рациональный прагматизм Каримова,
здесь следует искать истоки его оценок
различных социальных процессов,
отличающихся исторической
дальновидностью.
Прогнозы Президента Узбекистана
обычно скептичны, в первую очередь они
выявляют все возможные опасности.
Кроме того, благодаря развитому
воображению, тренированному различать
крупноблочные признаки ситуации (так
опытный шахматист - гроссмейстер при
одном взгляде на доску видит игру), И.
Каримов выделяет в любом процессе
главное, первоочередное, всегда знает,
за какую нитку нужно потянуть, чтобы
размотать политический "клубок".
Политическая теория Ислама Каримова
насыщена новейшими учениями, ставшими
достоянием цивилизованного
демократического мира. Свидетельство
тому, например, Российская Федерация,
где на практике реализованы ряд
существенных для демократических
правовых государств идей, а также
стратегические принципы "узбекской
модели" (верховенство закона,
сильная социальная политика,
деиделогизация экономики, государство
- главный реформатор) были взяты на
вооружение и уже применяются на
практике. Речь, прежде всего, идет о
Конституционном единстве государства,
усилении президентской власти и роли
местного самоуправления граждан в
обществе, выборы губернаторов по
рекомендации Президента и т. д.
Выдвинутые жизнью идеи формирования
основ гражданского общества на
постсоветском пространстве, впервые
были озвучены Исламом Каримовым в 2002
году в программном его докладе "Основные
направления дальнейшего углубления
демократических преобразований и
формирования основ гражданского
общества в Узбекистане". Это была
четкая, ясная, глубоко продуманная
программа действий, в полной мере
отвечающих требованиям и вызовам
современного мира, направленная на
реформы по демократизации и
модернизации страны, общества. При этом
сохранялась преемственность и
последовательность.
Правда, любая идея стратегического
характера не ограничивается рамками
одного государства, являющегося
инициатором самой идеи. Это - аксиома.
Вот так, благодаря системным
концепциям построения
демократического государства,
формирования открытого гражданского
общества общепризнанный лидер
Узбекистана со своими новейшими
политическими теориями внес свою лепту
в историю развития современности.
Исламу Каримову не нужна победа ради
победы. Он может идти на компромиссы в
несущественных для дела вопросах, но в
серьезных вопросах благодаря мощной
деловой логике готов быть упрямым и
энергичным. Здравое стратегическое
воображение и деловая логика -
прерогатива великих, уверенных в себе
целеустремленных людей, которых
невозможно ни сбить с цели, ни
остановить. Уверенность Президента
Узбекистана базируется на его умении
стратегически мыслить, тонко ощущать
течение физического времени,
рассматривать проблему комплексно,
системно и скрупулезно. Все это в корне
изменило облик молодого государства,
придало динамику процессам
экономической, политической
демократизации общества, а радикальные
изменения в структуре общественных
отношений приобрели собственную
логику развития.
Как известно, с первых дней
независимости продвижение
политической демократии было
достаточно быстрым и эффективным. Еще
до суверенитета был создан
демократический институт
президентства. Конституционно был
определен статус узбекского
государства.
Сегодня многопартийность, плюрализм
мнений стали нормой и создали
демократическое поле соперничества,
обновлен законодательный институт.
Общество демократизируется, ибо
императиву политического развития нет
альтернативы. Глава государства при
этом остается энергетическим центром
всей системы, источником новых идей,
двигателем политических и социальных
преобразований. Для населения страны
Президент является центром и опорой их
ожиданий и надежд.
Тысячелетиями нами правили люди, а не
законы. Решительно преодолена и эта
парадигма. Заменив тысячелетнюю модель
государственности, Узбекистан
становится правовым государством, где
закон начал иметь императивный
характер.
Сделан существенный шаг вперед в деле
дальнейшей либерализации экономики,
устойчиво развивается макроэкономика,
реально увеличена доля частного
сектора в экономике, углубляются
экономические реформы в аграрном
секторе, либерализации товарного и
валютного рынков, осуществляются
глубокие институциональные и
структурные преобразования,
проводится действенная
административная реформа.
Таковы реалии многообразной жизни
обновляемого Узбекистана, итоги
последовательной политики Ислама
Каримова, показавшего себя выдающимся
политиком современной эпохи. Своей
политической философией он дал импульс
развитию нынешнего гуманистического
мышления, внес значительный вклад не
только в интеллектуальное развитие
Узбекистана, но и современную
политическую науку. Политическая
теория конца XX
и начала XXI
веков получила от лидера Узбекистана
оригинальные, новейшие идеи.
Мурад ШАРИФХОДЖАЕВ, академик.
ТАШКЕНТ