"Хьюман Райтс Вотч" призывает ООН принять резолюцию против режима Каримова

Хьюман Райтс Вотч призывает ООН принять резолюцию против режима Каримова

В понедельник 14 марта 2005 г. в Женеве во Дворце Наций начала работу ежегодная, 61-я сессия Комиссии ООН по правам человека.

Комиссия, созданная в 1946 году, является основным органом ООН в области прав человека. В Комиссию входят представители 53 стран, включая страны Европейского союза (ЕС), США и Россию.

Накануне открытия ежегодной сессии, 10 марта международная правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) выступила с обращением к Комиссии.

В своем обращении HRW призвала ООН принять резолюцию, осуждающую ситуацию с правами человека и со свободой вероисповедания в Узбекистане, согласно которой правительство Узбекистана должно ускорить выполнение рекомендаций спецдокладчика ООН по пыткам, прекратить аресты и преследования мусульман, инакомыслящих, зарегистрировать независимые группы и оппозиционные партии, а также обеспечить свободу средствам массовой информации.

За прошедшие несколько лет в ответ на возрастающее давление международного сообщества правительство Узбекистана делает вид по улучшению ситуации с правами человека. Правительством были предприняты некоторые реформы в законодательстве, однако они не были осуществлены на практике, говорится в обращении.

Власти продолжали и продолжают упорно отказывать в регистрации местных правозащитных организаций, ограничивая их деятельность и оказывая им разного рода давления. С мая 2004 года, по крайней мере четыре активиста прав человека были избиты неизвестными налетчиками, а многие другие подвергались произвольным или домашним арестам.

Несмотря на рекомендации спецдокладчика ООН по пыткам, посетившего Узбекистан в конце 2002 года, со стороны правительства не были осуществлены никаких видимых сдвигов в искоренении и прекращении применения пыток в пенитенциарных учреждениях. Пытки и жестокие обращения остаются повсеместными для всей уголовно-процессуальной системы Узбекистана, и все это происходит на фоне всеобщей безнаказанности исполнителей.

Несмотря на неоднократные обещания, правительство до настоящего времени не предприняло действенных мер по выполнению конкретных и ясных рекомендаций спецдокладчика ООН. В марте 2004 года, правительство опубликовало "Национальный план действия" по выполнению Конвенции против пыток. Этот план, несмотря на указанные в нем цели, остается туманным, а сроки неоправданно растянуты. План фокусируется лишь на "круглых столах" и конференциях, а не в реализации конкретных реформ.

Власти неоднократно заявляли, что будут привлекать к уголовной ответственности представителей правоохранительных органов, применявших пытки и другие незаконные методы, однако до сих пор нет никакой информации о привлечении таких лиц к ответственности. Кроме того, информацию подобного рода невозможно даже проверить. Многочисленные сообщения о пытках остаются без правовой защиты; несмотря на постоянные рекомендации международных организаций, принятая официальная юридическая защита против пыток редко осуществляется на практике.

Как указывается в обращении, Верховный Суд Узбекистана выдал судьям инструкцию, согласно которой они должны не принимать в качестве доказательств свидетельские показания и признания ответчиков, полученных под пытками. В действительности же судьи не выполняют это предписание. Судьи, как это уже вошло в практику, вносят в дела свидетельские показания и признания ответчиков, полученных под пытками во время следствия. HRW продолжает получать достоверные заявления о применении пыток во время следствия, в ходе пребывания в следственных изоляторах и тюрьмах.

Власти продолжают репрессивную кампанию против независимых мусульман, утверждаемых властями как "религиозные экстремисты". Правительство оправдывает эту кампанию, ссылаясь на войну с "международным терроризмом" не различая между приверженцами силы против режима и мирных мусульман, тем самым подвергая мусульман жестоким преследованиям. Только за прошлый год HRW собрала материалы сотен судебных процессов над мусульманами, где основным мотивом обвинений было религиозное отправление и причастность к религиозным группам. По сегодняшний день тысячи мусульман находятся в заключении за мирные религиозные взгляды. В то время когда в Узбекистане нет никаких сдвигов в реформировании законодательства, крайне необходимых по улучшению климата религиозной свободы, давление на мусульман не ослабевает.

В прошлом году правительство запретило регистрацию независимых политических партий, лишив их возможности участвовать в парламентских выборах 26 декабря.

Несмотря на то, что закон позволяет независимым кандидатам вести свою деятельность через инициативные группы, на практике независимые кандидаты подвергались запугиваниям, преследованиям, и другим серьезным препятствиям в ходе предвыборных процедур.

Официальная отмена цензуры в мае 2002 года не привела к соблюдению свободы печати. Преследования и произвольные аресты независимых журналистов продолжают иметь место.

В своем обращении Human Rights Watch выступила с рядом рекомендаций к Комиссии по правам человека, которая должна принять резолюцию призывающей правительство Узбекистана к:

Претворение в жизнь рекомендаций спецдокладчика ООН по пыткам. Комиссия должна призвать узбекское правительство ускорить процесс выполнения рекомендаций предложенных спецдокладчиком ООН по пыткам, посетившим Узбекистан в конце 2002 года. Среди наиболее срочных реформ требуемых в этом направлении - введение в юрисдикцию права неприкосновенности личности (судебный пересмотр задержания). Комиссия должна призвать власти гарантировать тщательные и беспристрастные расследования жалоб о пытках или жестокого обращения, и привлечь к наказанию ответственных лиц за нарушения. Комиссия также должна призвать правительство сделать заявление согласно статье 22 Конвенции против пыток, которая подразумевает признание компетенции Комитета против пыток по рассмотрению жалоб поданных лицами утверждающих о нарушениях Конвенции. Также правительство должно быть стимулировано к предоставлению подробных описаний и статистик обо всех случаях расследований и обвинений представителей правоохранительных органов в применении пыток или других незаконных методов.

Прекращению притеснений и преследований активистов прав человека. Комиссия должна призвать правительство Узбекистана немедленно положить конец подобным преследованиям.

Регистрации гражданских общественных групп. Комиссия должна потребовать от правительства отменить неоправданные ограничения на деятельность гражданских общественных групп и положить конец использованию закона в карательных мерах, подвергая их беспокойствам и ограничивая их деятельность. Правительство должно зарегистрировать независимые правозащитные группы, включая Общество прав человека Узбекистана, "Мазлум", Комитет юридической помощи заключенным, Матери против смертного приговора и пыток и Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана. Комиссия должна призвать к отмене препятствий в регистрации, аккредитации и деятельности международных организаций.

Регистрированию политических оппозиционных партий как "Эрк", "Бирлик" и "Озод дехконлар" и положить конец любым преследованиям политических активистов оппозиции. Комиссия должна потребовать от правительства прекратить притеснения и ограничения в отношении деятельности партий и движений.

Гарантированию подлинных свобод средствам массовой информации, включая возобновления издания газет закрытых с начала 2002 года, когда цензура официально была отменена. Правительство должно положить конец использованию своих рычагов давления на СМИ, таких как регистрация, налоги, закон о клевете, необоснованно препятствующих деятельности СМИ.

Реформированию Закона о свободе совести и религиозных организаций от 1998 года, согласовать его с международными нормами согласно рекомендациям Организации безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ), принятыми в июне 2003 года. В частности, Комиссия должна призвать правительство Узбекистана легализовать прозелитизм, частное религиозное преподавание и незарегистрированные религиозные объединения.

Освобождению из тюрем тех, которые были приговорены к лишению свободы исключительно по религиозным обвинениям (статьи УПК РУ 216, 216-1, 216-2, 244-1 и 244-2) и положить конец задержанию независимых мусульман за их вероисповедания и отправления религиозных обрядов.

14 марта 2005 года Источник - Еrkinyurt.org
 

 



Hosted by uCoz