Uzbek-people

 Мы разместим любую информацию о преступлениях правящего режима в Узбекистане

На главную страницу  Оставить запись Обсудить статью Базар  

ВСЕМИРНЫЙ ДОКЛАД - 2005 Январь 2005 г. Узбекистан

Уже давно остающаяся катастрофической, ситуация с правами человека в Узбекистане не претерпела в минувшем году заметных изменений: в республике по-прежнему отмечались серьезные нарушения свободы религии, выражения мнений, собраний и ассоциаций. Независимая судебная система отсутствует, пытки широко практикуются как в местах досудебного содержания под стражей, так и в тюрьмах и колониях. Под международным давлением правительство пошло на отдельные реформы, которые ограничились декларациями и не привели к заметным улучшениям. В отношении неправительственных организаций, СМИ, правозащитников и оппозиционных политических партий власти продолжают практиковать контроль, запугивание и произвольное вмешательство или прекращение деятельности.

В 2004 году Узбекистан пережил две вспышки насилия: теракты и вооруженные столкновения в Ташкенте и Бухаре в конце марта - начале апреля, и взрывы у посольств США и Израиля и у здания Генеральной прокуратуры в Ташкенте 30 июля.

Будучи одним из ключевых союзников США в глобальной борьбе с терроризмом, Узбекистан подрывает ее основы, используя антитеррористическую кампанию для оправдания собственных грубых нарушений прав человека. Негативными последствиями чреваты и неправосудные террористические процессы, которые отнюдь не способствуют утверждению законности в республике.

Религиозные преследования

На протяжении многих лет власти отправляют за решетку "исламских фундаменталистов", чьи мирные верования, практика и связи не укладываются в установленные государством жесткие рамки. По оценкам, с начала кампании борьбы с независимым исламом в середине 1990-х годов к лишению свободы было осуждено около 7 тыс. человек. Для оправдания репрессий правительство ссылается на "волну терроризма", не особенно утруждаясь проведением различия между теми, кто призывает к насилию, и просто мирными верующими; события марта-апреля послужили для властей поводом в очередной раз заявить о правильности курса.

На 1 ноября Хьюман Райтс Вотч был зафиксирован 241 обвинительный приговор; предполагается, что в действительности число осужденных за религию намного больше. Для принуждения задержанных по таким делам к даче показаний или к признанию в милиции используются пытки и другие недозволенные приемы. На суде заявления обвиняемых о пытках не принимаются во внимание, несмотря на указание Верховного суда об исключении любых незаконно полученных доказательств, и человек зачастую получает серьезный срок исключительно или преимущественно на основании именно таких доказательств.

Условия содержания в колониях остаются неудовлетворительными, особенной суровостью отличается режим для осужденных за религию и политику. По словам родственников, заключенных заставляют писать на имя президента заявления с покаянием, отречением от веры и признанием себя террористами. Отказ чреват побоями, штрафным изолятором или даже новым сроком.

Террористические процессы

В связи с событиями марта-апреля около 100 человек было осуждено по таким статьям, как терроризм, убийство и пр. Процессы, на которых присутствовали представители Хьюман Райтс Вотч и другие наблюдатели, не соответствовали международным процессуальным стандартам. Многие подсудимые заявляли, что не имели никакого понятия о подготовке терактов и настаивали на своей непричастности к насилию, утверждая, что в предварительном заключении они содержались в полной изоляции и подвергались пыткам, угрозам и другому давлению для получения признательных показаний. Бахтиер Муминов, проходивший в октябре одним из пяти обвиняемых по делу о событиях марта-апреля и участии в "Хизб-ут-Тахрир", содержался в изоляции с момента ареста в конце марта до августа. На суде он заявил, что признание из него выбивали побоями и электрошоком. Председательствующий оставил без внимания заявления о пытках как Муминова, так и других подсудимых; Муминов получил 16 лет лишения свободы.

Пытки

Узбекские власти сколько-нибудь заметно не продвинулись в направлении реального искоренения практики пыток, ограничившись минимальными шагами по выполнению рекомендаций спецдокладчика ООН по пыткам по итогам его посещения республики в 2002 году. Верховный суд предписал судьям исключать показания и признания подсудимых, полученные под пытками, однако на практике это указание не выполняется. Правительство утверждает, что ряд сотрудников правоохранительных органов привлечены к уголовной ответственности за пытки и другие незаконные методы, однако запрос Хьюман Райтс Вотч о предоставлении детальной информации по таким делам остался без ответа. Суды систематически руководствуются показаниями и признаниями при рассмотрении дел, в которых фигурируют заявления о пытках, и нередко выносят приговор исключительно на основании признания, сделанного на предварительном следствии. В течение года Хьюман Райтс Вотч продолжала получать заслуживающие доверия сообщения о пытках как в местах досудебного содержания под стражей, так и в местах отбывания наказания.

Подавление гражданского общества

Минувший год был отмечен ужесточением контроля над гражданским обществом: власти распространили на международные НПО многие репрессивные методы, обкатанные на местных неправительственных группах. В 2004 году был введен новый усложненный порядок регистрации и отчетности для международных НПО, которые должны теперь "согласовывать" с Министерством юстиции содержание, повестку, время и место любых своих мероприятий и приглашать на них чиновников из Минюста. Властями был также закрыт Институт "Открытое общество" в Ташкенте, обеспечивавший весомую поддержку неправительственному сообществу, и под предлогом мелких административных нарушений была на полгода приостановлена деятельность узбекского филиала "Интерньюс" - международной НПО в защиту свободы СМИ. Всем НПО, работающим по проблемам женщин, было предписано пройти перерегистрацию.

В 2004 году правительством не было зарегистрировано ни одной независимой правозащитной группы. На протяжении всего года власти, в попытке ограничить информацию о произволе, притесняли, запугивали и задерживали правозащитников. По меньшей мере два активиста были жестоко избиты неизвестными; перед этим они получали угрозы с требованием прекратить правозащитную деятельность. 16 февраля был арестован правозащитник Муидинджон Курбанов: его трое суток продержали в полной изоляции и угрозами вынудили подписать заранее подготовленное признание. В итоге он был осужден на три года лишения свободы по сфабрикованному обвинению в хранении оружия, причем суд больше интересовала правозащитная деятельность подсудимого. После международного возмущения тюремный срок по апелляции был заменен штрафом.

Активисты, которые пытаются организовывать пикеты и демонстрации, по-прежнему подвергаются притеснениям и задержанию или помещаются властями фактически под домашний арест. Так, в июне Баходиру Чориеву, пытавшемуся противостоять попыткам властей отобрать у него сельхозкооператив, не позволили выйти из дома, чтобы устроить митинг с требованием отставки президента. Сотрудники милиции вывезли Чориева и 18 его родственников на автобусе за пределы Ташкента, где допросили их и отобрали паспорта.

Выборы

В Узбекистане не зарегистрировано ни одной по-настоящему оппозиционной партии. В преддверии парламентских выборов 26 декабря правительство отказывалось предоставлять оппозиции официальный статус. Неоднократный отказ в регистрации получал "Бирлик", последний раз - в январе, когда Минюст сослался на недостоверность подписных листов. Верховный суд отказался рассматривать апелляцию, заявив, что вопросы регистрации не входят в его компетенцию. Притом что законодательство позволяет независимым кандидатам выдвигаться от инициативных групп, на практике такие кандидаты сталкивались с притеснениями, угрозами и трудностями с регистрацией, и в итоге лишь немногие дошли до выборов. Власти также не допустили независимых наблюдателей к мониторингу на избирательных участках. Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека отказалось направлять на выборы полномасштабную миссию наблюдателей, указав на серьезные недостатки в избирательном законодательстве, отсутствие зарегистрированных оппозиционных партий и ограничения свободы печати.

Ключевые международные игроки

В июле Госдепартамент США признал отсутствие с узбекской стороны существенного прогресса в реализации правозащитных положений двусторонней Декларации о стратегическом партнерстве, что привело к блокированию прямой государственной помощи в объеме 18 млн. долл. Однако уже а августе Министерство обороны пошло вразрез с этой принципиальной позицией, пообещав Ташкенту дополнительную военную помощь в объеме 21 млн. долл. Вашингтон по-прежнему считает Узбекистан важным партнером в борьбе с терроризмом.

В январе состоялось заседание Совета сотрудничества ЕС-Узбекистан, посвященное реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которое требует от государств-партнеров Евросоюза гарантировать основные гражданские и политические права. ЕС не воспользовался случаем, чтобы добиться от узбекского правительства обещаний по конкретным реформам, и поспешил с позитивной оценкой прогресса в области борьбы с пытками и либерализации гражданского общества, в то время как на практике на этих направлениях ничего сделано не было.

В апреле 2004 года, по истечении годичного срока, отведенного правительству Узбекистана для выполнения конкретных правозащитных критериев, которые были обозначены Европейским банком реконструкции и развития как условие продолжения сотрудничества, Совет директоров ЕБРР, сославшись на отсутствие прогресса, принял беспрецедентное решение приостановить прямое финансирование правительства Узбекистана. Банк заявил об ограничении инвестиций частным сектором и о намерении сохранить свое участие в государственных проектах только в той степени, в которой это прямо связано с благополучием всего населения или с региональным сотрудничеством.

Критерии в области прав человека были сформулированы в мартовской (2003 г.) страновой стратегии ЕБРР по Узбекистану менее чем за два месяца до ежегодного собрания Банка, которое в том году проходило в Ташкенте. В частности, речь шла об обеспечении большей политической открытости и свободы СМИ, о регистрации и беспрепятственной деятельности независимых неправительственных организаций, а также о необходимости выполнения рекомендаций спецдокладчика ООН по пыткам.

Комиссия ООН по правам человека, приняв во внимание систематическое отсутствие прогресса в улучшении ситуации, решила задействовать в отношении Узбекистана механизм конфиденциального мониторинга. В октябре республику посетил назначенный КПЧ ООН независимый эксперт, который должен был оценить положение дел. Закрытый доклад по итогам его визита будет представлен на следующей сессии Комиссии.

 

 

 Мы разместим любую информацию о преступлениях правящего режима в Узбекистане

  ???????@Mail.ru  

Hosted by uCoz