Ислам
Каримов как
зеркало
узбекской
демократии
Сергей
ЕЖКОВ,
независимый
журналист
30 января
президент
Узбекистана,
один из последних
на постсоветском
пространстве,
кто правил
этой республикой
еще в
качестве
первого
секретаря ЦК
Компартии,
отметит 67 лет
со дня своего
рождения.
Однако,
несмотря на
явную
очевидность
пенсионного
возраста,
узбекский
лидер
продолжает
активную
политическую
деятельность,
реформируя
декоративную
сторону
государственного
устройства.
Демократия и
декорации к
ней
Важно
отметить, что
Ислам
Каримов с
первых дней
независимости
Узбекистана
и по сей день
больше
тяготеет к
внешним
демократическим
эффектам,
нежели к
реформам как
таковым.
Типичный
пример тому –
инициатива создания
так
называемого
двухпалатного
парламента,
реализация
которой
произошла в
последние
месяцы.
Парламента,
который, по
мнению главы
государства,
должен стать
подлинно
самостоятельной
ветвью
законодательной
и
представительной
власти. Проще
говоря, президент
построил еще
одну
демократическую
декорацию,
внешне
вполне
соответствующую
общепринятой
идее
народовластия.
Почему
внешне, да
потому, что
обновленный
узбекский
парламент,
судя по тому,
как проходили
выборы в него
и кого в него
избрали, не
будет принципиально
отличаться
от прежнего
Олий Мажлиса.
Парламентарии
будут такими
же послушными
и никогда не
посмеют
поставить
под сомнения
действия
главы
государства
или правительства
республики.
Да, не
исключено, что
на публике
они будут
вещать о
своей особой
позиции, но
на практике
их позиция
останется
пассивной, не
имеющей
ничего
общего с интересами
народа,
который они
якобы
представляют.
В то же время
необходимо
отметить
элегантность
проведения в
Узбекистане
парламентских
выборов, но
именно ту
элегантность,
которую
принято
называть
крайне
циничной.
Сегодня
можно с
уверенностью
констатировать,
что еще в
ноябре-декабре
прошлого года
ни одному
зарубежному
аналитику,
даже в голову
не пришло,
что в почти
половине
избирательных
округов
будет
проведено
повторное голосование.
Внешне это
вполне
смахивало на
проявление
демократии и
острую
бескомпромиссную
конкурентную
борьбу
кандидатов
на
депутатский
мандат. На
самом деле власть
попросту
обвела всех
международных
наблюдателей
вокруг
пальца,
справедливо
предположив,
что вряд ли
кто-то из них
будет
активно
отслеживать
повторный
выборный
процесс. Что,
собственно, и
произошло.
Таким
образом,
президенту
страны и его
ближайшему
окружению
удалось
провести в
Олий Мажлис
именно тех
людей,
которые им и
были нужны.
Мало кто
знает, что
сам
предвыборный
процесс
порою
доводился
властью до
абсурда.
Например,
инициативная
группа по
выдвижению в
депутаты
нынешнего
главы
Законодательной
палаты Эркина
Халилова,
была создана…
после того,
как эта инициативная
группа
Халилова
якобы выдвинула.
Да и сама так
называемая
группа
граждан
создавалась
по спискам
паспортного
стола, о чем
сами
граждане и не
предполагали.
Аналогично
или схоже
проводились
в парламент и
другие
кандидаты.
Так что
говорить о
парламентских
выборах, как
о торжестве
демократии,
сегодня вряд
ли уместно,
как и
неверное считать,
что нынешние
депутаты
Олий Мажлиса
будут стоять
на страже
интересов
народа,
отстаивать
их,
предупреждая
нежелательные
для общества
действия
правительства.
В Узбекистане,
как я уже
неоднократно
говорил, можно
создать даже
трехпалатный
парламент, однако,
пока не
изменится
стратегический
курс
нынешнего
главы
государства,
пока он искренне
не пожелает
подлинно
демократически
перемен,
ситуация в
стране
останется прежней,
а режим
полицейским,
обусловленным
волей, а
точнее,
диктатом
одного
человека.
Зададимся
вопросом,
желает ли
узбекский президент
либерализации
во всех
сферах жизни
страны или
все его
разговоры о
необходимости
перемен в
обществе – не
более, чем политический
пиар,
рассчитанный
на внешнее
употребление
и внешний
эффект?
Думаю, не
желает, и
косвенным
тому
подтверждением
все годы
правления
Ислама
Каримова,
включая
советский
период
истории.
Убежденный
коммунист,
нарочито и
регулярно
открещивающийся
от
коммунистической
идеологии,
он, похоже,
искренне
считает, что
традиционная
демократия
не для узбеков,
а значит, не
для
Узбекистана.
Он понимает,
что для
создания
благоприятного
имиджа
возглавляемого
им
государства,
нужны некие
популистские
шаги в
сторону
расширения гражданских
и
политических
свобод. Но
именно
популистские,
а не те, что
могут
кардинально
изменить
отношения
между
народом и властью.
Ислам
Каримов,
видимо,
по-прежнему убежден,
что народ его
страны не
способен жить
в условиях
свободы, а
использует
свободу лишь
для
противодействия
ему и
правительству.
К
противодействию
он не привык,
и на протяжении
всех лет, что
стоит у руля
Узбекистана,
делает все
для того,
чтобы
полностью это
противодействие
нейтрализовать.
Достаточно
сказать, что
в стране
сегодня легально
не
существует
ни одной
политической
партии,
которая бы
выражала
свое
несогласие с
политикой
президента
или ставила
под сомнение
его какие-то,
пусть и
несущественные
действия.
Пять
политических
партий, чье создание
фактически
было либо
инициировано
Исламом
Каримовым,
либо
одобрено им
же, ничего не
меняют на
политическом
поле
республики.
Партии
существуют
сами по себе,
а народ страны
сам по себе.
Интересы так
называемых
партийных
структур не
имеют ничего
общего с волей
народа, а
посему их
нельзя
рассматривать
в качестве
защитников
или
представителей
этих
интересов.
Что касается
незарегистрированных
партий, о
которых
регулярно и
неустанно
любят говорить
за пределами
Узбекистана,
то и здесь не
стоит
обольщаться
по поводу их
влияния на
умы и сердца
граждан. Как
правило, за
так
называемыми
оппозиционными
партиями
стоят только
их генеральные
секретари и
небольшая
горстка
активистов,
осуществляющих
публичные,
рассчитанные
на реакцию
дальнего
зарубежья,
акции протеста.
Локальные
пикеты и
компактные
манифестации
давно не
волнуют
существующую
в Узбекистане
власть, хотя
и являются
неким
раздражающим
ее фактором.
Но именно
фактором,
принципиально
не влияющим
на нынешние и
возможные
действия
правительства
и
правительственных
структур на
местах.
Дело в том,
что власть четко
и однозначно
усвоила:
народ не
пойдет
против нее до
тех пор, пока
не
почувствует,
что она
крайне слаба
и стоит,
образно говоря,
на коленях.
Так, как это
было в конце
восьмидесятых
и самом
начале
девяностых
годов
прошлого
столетия.
Памятуя о
тех, ставших
уже историей,
событиях,
Ислам
Каримов на
протяжении
всего период
своего
правления
делает все
для
укрепления
созданного им
режима.
Достаточно
привести
лишь некоторые
цифры,
полученные
из открытой
зарубежной
прессы, но
так и не
ставшие
достоянием граждан
Узбекистана.
Так вот,
прошлогодние
расходы на
оборону в этой
стране
составили 767
миллионов
долларов, что
составляет
одну
четвертую
часть всего
бюджета
республики. Приняв
во внимание,
что в
Узбекистане
по самым
приблизительным
подсчетам
еще около шестисот
тысяч
сотрудников
системы
Министерства
внутренних
дел, включая
внутренние
войска, можно
с высокой
степенью
достоверности
предположить,
что расходы
на содержание
этого
репрессивного
аппарата
практически
равны
расходам на
оборону. Приплюсовав
к общей сумме
расходы на
содержание
иных
полицейских структур,
мы получим
цифру в один
миллиард шестьсот
миллионов
долларов, что
превышает
половину
республиканского
бюджета.
А теперь
задумаемся, с
чего бы
узбекскому народу
жить хорошо,
если
половина
денег страны
идет на
поддержание
жизнеспособности
существующего
в ней режима?
Неужели
Ислам
Каримов не
понимает, что
этот путь
никогда не
приведет к
народному
благоденствию,
о котором он
так любит
говорить? Не
знаю, скорее
всего, не
задумывается,
отчасти
попав под
влияние
неких
докладных
записок о
постоянной
внешней
угрозе,
исходящей от
международных
террористических
организаций
и ставящих под
сомнение
суверенитет
Узбекистана
и его
светский
путь
развития.
Автор далек
от
утверждения,
что этой
угрозы не
существует в
принципе,
однако
отнюдь не
считает, что
она прямо-таки
нависла над
Узбекистаном.
Да, сегодня в
стране есть
десятки, если
не сотни
нелегально
действующих
экстремистских
ячеек,
использующих
ислам для
достижения
политических
целей. Но
процветают
они и
остаются
недосягаемыми
для
спецслужб
потому, что
пользуются
негласной и
молчаливой
поддержкой части
населения,
уставшего от
произвола власти,
тотальной
несправедливости
и коррупции. Можно
до
бесконечности
усиливать
репрессивный
и
полицейский
государственный
аппарат в надежде
ликвидировать
эти
экстремистские
поползновения,
но если
власть не
повернется
лицом к
народу, если
не будет
действовать
ему во благо,
а не во вред,
результат
будет отрицательный
или нулевой.
Впрочем,
Ислам
Каримов,
видимо, так
не считает.
Отнюдь не случайно
он упрекал
своего
недавнего
украинского
друга и
коллегу в
мягкотелости
и неспособности
удержать
власть.
Отнюдь не
случайно он
фактически
пресек деятельность
на
территории
республики
всех
международных
организаций,
так или иначе,
работающих
на имплементацию
в
повседневность
Узбекистана
демократических
норм и
свобод.
Он
действительно
опасается
вероятности тиражирования
цветных
революций,
хотя и уверен,
что в его
стране
подобное
невозможно. В
последнем
убеждении он,
скорее всего,
прав, и об
этом необходимо
сказать со
всей
определенностью.
В
Узбекистане
действительно
невозможен переворот,
аналогичный
тем, что
произошел в
Грузии и в
Украине. И не
столько
потому, что
узбеки
принципиально
отличаются
от своих
недавних
собратьев по
СССР, сколько
потому, что
здесь
отсутствует
легальная
оппозиция и
оппозиционная
пресса,
формирующие
общественное
мнение и
способствующие
политической
активности
общества. Узбекистан
по-прежнему
остается
государством,
где любой шаг
влево или
вправо равносилен
измене
Родине, а прыжок,
как попытка
взлететь во
враждебном
этой Родине
направлении. И
не стоит
верить
популистским
речам Ислама
Каримова,
который в
очередной (не
помню какой
по счету) раз
призывает
журналистов
и СМИ
Узбекистана
в целом к
свободному и
непредвзятому
информированию
населения о
процессах,
происходящих
в стране. Президент
этого не
желает, и
вряд ли когда
желал на
самом деле. Хуже
того, свободы
прессы не
желает и его
окружение,
быть может,
даже в
большей
степени,
нежели он
сам. Согласитесь,
ведь при
таком
раскладе власти
придется
объяснять
народу свои
действия или,
упаси
Господь,
отчитываться
о них перед
народом. К
этому ни
правительство,
ни местные
органы
власти не
готовы.
Скажу больше:
они
панически
бояться
подобного
поворота
событий и
будут
всячески препятствовать
раскрепощению
прессы. Слишком
привыкли
чувствовать
себя единственными,
подлинными
хозяевами
страны и ее
ресурсов. Не
опасаясь
повториться,
скажу, что
власть по-прежнему
рассматривает
собственный
народ в
качестве
личной
собственности
и отступать
от этого
принципа она
явно не
намерена.
Вот и
встретились
два
одиночества…
Понятно, что
данная
позиция
власти не
является
тайной для
международного
сообщества,
отслеживающего
внутриполитическую
ситуацию в
Узбекистане. Именно
поэтому
развитые и
цивилизованные
страны все
более
отдаляются
от
гуманитарного
и
экономического
сотрудничества
с Узбекистаном.
Именно
поэтому
Узбекистан и
его бессменный
лидер ищут
новых
надежных
партнеров, которые
не станут
задавать
глупых
вопросов по
правам
человека,
политическим
и гражданским
свободам, в
этой стране
отсутствующим.
Этим
критериям
сегодня
полностью
соответствует
Россия, куда
Ислам
Каримов уже
развернулся
вполоборота.
Фактически,
Владимир
Путин и Ислам
Каримов –
люди одного
принципа
мышления,
хотя и существенно
различаются
в возрасте. Этакие
два
одиночества,
не находящие
порою
поддержки за
пределами
своих
государств. Оба
тяготеют к
силовым
методам
разрешения
спорных
ситуаций,
хотя
узбекский
президент
делает это
давно и
значительно
более успешно.
И тот, и
другой
склонны
выдвигать на
ключевые
государственные
посты бывших
сотрудников
силовых
ведомств и
спецслужб,
наивно
предполагая,
что они
честнее и
порядочнее,
больше
озабочены
интересами
народа,
нежели
своими
личными.
Частичный
поворот И.
Каримова к
России вызван
еще и тем, что
только
отсюда
сегодня
Узбекистан
теоретически
может ждать
притока
инвестиционного
капитала. Западные
бизнесмены
по большей
части давно
осознали
бесперспективность
трудно прогнозируемого
узбекского
правительства
и не менее
трудно
прогнозируемых
правил поведения
на узбекском
рынке. А
посему стали
все чаще
воздерживаться
от конкретных
финансовых
вливаний в
узбекскую
экономику,
ограничиваясь
дежурными заявлениями
о намерениях.
Впрочем,
готова ли
Россия, а
точнее,
российские
предприниматели,
вкладывать
свои деньги в
Узбекистан? Судя
по тому, что,
даже спустя
семь месяцев после
подписания
Договора о
стратегическом
партнерстве,
предполагающего
вложение в
Узбекистан
двух
миллиардов
долларов США,
дело так и не
сдвинулось с
мертвой точки,
а российская
бизнес-элита по-прежнему
чешет
затылок и
пребывает в
нерешительности.
Отсюда и
плохо
скрываемое
раздражение
Ислама
Каримова,
высказанное
им в интервью
"Независимой
газете" и
касающееся
непосредственно
перспектив
экономического
сотрудничества
с северным
соседом и СНГ
в целом. Россия
это, видимо,
понимает, а
потому и делегирует
в Узбекистан
в ближайшее
время председателя
торгово-промышленной
палаты Евгения
Примакова. Однако
наивно
предполагать,
что Евгений Максимович
прибудет в
Ташкент для
подписания
конкретных
документов,
обозначающих
начало
инвестиций. Скорее
всего,
опытный
дипломат
должен по возможности
притупить
бдительность
узбекского
лидера, не
без
оснований
подозревающего
временную
отдаленность
российских
финансовых
вложений.
Да, в
качестве
серьезной и
более чем эквивалентной
России
замене у И.
Каримова существует
коммунистический
Китай, куда
он должен
отправиться
уже в июне
нынешнего года.
Однако и
российские
деньги были
бы для узбекского
лидера не
лишними. Но
если он их
так и не
дождется, что
тогда?
Тогда, видимо,
следует
ожидать
очередной
политический
крен, теперь
уже в сторону
Великой
китайской
стены. Крен,
явно
нежелательный
и для
недавнего стратегического
партнера в
лице США, и
нынешнего, в
лице России. Уверен,
что Ислам
Каримов
найдет в
китайской
политической
и
экономической
модели много
полезного, о чем
и сообщит
мировому
сообществу и
населению
собственной
страны.
Что нам стоит
дом
построить
Однако при
любом
политическом
раскладе на
обозримую
перспективу
шансы Ислама
Каримова
вывести свою
страну в
число одних
из самых
привлекательных
с точки зрения
инвестиций,
вряд ли будут
успешными. Проблема
в том, что,
желая
узбекам
экономического
процветания,
он не хочет
выводить их
из категории
рабов
государства. Из
категории
человеческого
материала, необходимого
лишь для
удовлетворения
собственных
политических
амбиций. Вспомним
его широко
растиражированный
принцип "От
сильного
государства –
к сильному
обществу". С
точки зрения
обычной
логики он
абсурден, и
не
выдерживает
критики,
поскольку
любому
здравомыслящему
человеку
понятно, что
лишь сильное
общество
способно
построить
сильное
государство. Но
принцип есть,
и узбекская
власть на
него опирается,
усиливая до
бесконечности
государственный
аппарат. Аппарат,
который в
силу целого
ряда вполне объективных
причин,
является тормозом
для любого
поступательного
экономического
и
политического
развития. А
раз так,
значит,
привлекательность
Узбекистана
для
зарубежных
партнеров
по-прежнему
будет
оставаться
весьма
сомнительной.
Не желает
Ислам
Каримов и
интеграции
узбекских
граждан в
экономику
сопредельных
государств,
например,
России и
Казахстана,
испытывающих
дефицит
рабочих рук. Насколько
известно
автору этой
публикации,
региональные
администрации
соседнего
Казахстана
готовы
заключить
соответствующее
соглашение с
узбекскими
коллегами,
позволяющее
легально
использовать
узбекских
земледельцев
для освоения
казахских
земель и
производства
здесь сельскохозяйственной
продукции. Однако
дело это с
места не
сдвигается. Влиятельные
узбекские
чиновники
считают, что
при подобной
перспективе
в Узбекистан
возвратятся
люди,
одурманенные
идеями
Хизбут
тахрир и тому
подобных организаций.
Почему это
непременно
должно
произойти, чиновники
сказать,
правда, не
могут.
Баран на
заклание
И все же
иногда
складывается
ощущение, что
Ислам
Каримов,
демонстрирующий
порою чудеса
информированности,
в целом
владеет
ситуацией
лишь в
контексте предоставляемых
ему сведений.
То есть, тех
данных, что
приближенные
могут положить
ему на стол
без опаски
стать нежелательными.
Конечно же, я
далек от
мысли
считать,
будто хороший
царь просто
не знает, что
творят его придворные,
но уверен,
что царь
знает отнюдь не
все, что они
на самом деле
творят.
Сегодня, судя
по имеющейся
информации, в
ближайшем
окружении
узбекского
президента
нет человека,
который
может
позволить себе
честно и
откровенно
сказать
главе
государства,
как реально
обстоят дела
в стране. Нет,
образно
говоря,
этакого
барана на
заклание,
изначальная
обреченность
которого должна
быть
обусловлена
государственными,
а значит,
народными
интересами.
Понятно, что
Ислам Каримов
не тот
человек,
который
будет испытывать
удовлетворение
от
регулярного
негатива, и
рано или
поздно,
подчиненный,
этот негатив
докладывающий,
станет его
раздражать.
Понятно и то,
что человек,
согласившийся
работать в
этом
качестве,
весьма
быстро покинет
апартаменты
президентской
администрации.
Но он должен
быть и ему
должна быть
мгновенная и
эквивалентная
замена. В
противном
случае, лидер
страны
рискует надолго,
если не
навсегда
оторваться
от существующих
реалий,
принимая или
соглашаясь с
непродуманными
решениями.
Долго ли еще
Ислам
Каримов
будет
единолично
руководить
Узбекистаном?
Согласно
законодательству,
до конца 2007 года.
С учетом
соблюдения
необходимых
процессуальных
формальностей,
связанных с
выборами
главы
государства,
практически
до своего
семидесятилетия,
то есть 30
января 2008 года.
Изменится ли
политическая
и
экономическая
ситуация в
этой стране
за три года,
предшествующие
президентским
выборам? Скорее,
да, нежели
нет, хотя,
допустим,
надежды на
то, что
двухпалатный
парламент
или самостоятельное
правительство
будут
способствовать
ограничению
диктата
одного человека,
сегодня вряд
ли
обоснованны.
Не исключено,
что первый и
пока еще
последний
президент
Узбекистана,
в силу
возрастных
характеристик,
будет плавно
и, по возможности,
безболезненно
выходить из
большой
политики,
освобождая
место для
достойного,
по его
мнению, преемника.
Другой
вопрос, что
преемник
этот
унаследует
классическое
феодальное
государство с
понастроенными
предшественником
демократическими
декорациями. А,
унаследовав,
пожелает ли
перестраивать?…
29.01.2005
Источник
публикации